Человек всегда стремится к совершенству. Это заложено в нем изначально и проявляется в течение всей жизни. Художник желает написать великую картину, скульптор изваять прекрасную скульптуру… поэт хочет оставить после себя стихи, которые бы затронули самые потаенные струнки читателя… а музыкант, понятное дело, желает сочинить что-то шедевральное.
И правильно! Природа закладывает в человека гигантский потенциал, и реализовать его человек просто обязан. Другое дело, что из ничего ничего не получится, и поэтому любому из нас нужны подручные средства. Чем они лучше, тем лучше будет результат.
Художнику здорово было бы иметь самые лучшие краски, скульптору нужна качественная глина или пластик… а музыканту нужен профессиональный инструмент, способный удовлетворить все его требования, и на котором он мог бы воплощать в жизнь все свои задумки.
К сожалению, качество прямо зависит от цены, поэтому искать высшее качество, хочешь не хочешь, надо в соответствующей ценовой категории. Фирмы-производители выбирают дорогие экзотические породы дерева, супер-современные звукосниматели, ищут какие-то другие пути, дабы создать действительно высококачественный инструмент, за который не жалко отдавать требуемые деньги. Получается это у них или нет – дело случая. Каждый «топовый» инструмент требует отдельного пристального изучения, как любая действительно уникальная вещь. Так будет и с нашим сегодняшним басом. Заслуживает ли он своей дорогой цены? Это и попробуем выяснить.
Название BTB является аббревиатурой словосочетания «Boutique Bass». Действительно, внешне, бас настолько шикарно выглядит, что его весьма трудно представить в обычной напольной стойке среди прочих инструментов. Скорее уж, BTB место в дорогом элитном бутике, рядом с другими роскошными и кричащими вещами.
Поиграв немного разные пассажи, понимаешь, что дизайн этого баса не просто красив, но и нацелен на создание максимально комфортных условий для игры. BTB настолько прагматичен, что изучению всех преимуществ дизайна следует уделить особое внимание, поэтому об этом позже. Сначала рассмотрим материалы, из которых сделан инструмент.
Материалы.
Гриф BTB тонкий, но в то же время у него хорошая ширина – если вы играли раньше на четырехструннике, то расстояние между струнами у BTB не покажется вам неожиданно узким, как это бывает у многих других пятиструнников. Гриф очень комфортный – и это притом, что мензура баса составляет 35 дюймов, и, соответственно, все пропорции инструмента немного увеличены. Чтобы сделать такой широкий и тонкий гриф была использована особая комбинация пяти слоев дерева: три куска клена и между ними две полосы бубинга (bubinga); а для стабильности, в гриф BTB вставлены сразу два анкера.
Головку грифа венчает перламутровый логотип серии BTB, а на палисандровой накладке перламутром выложены все точки ладов.
К корпусу гриф крепится на винтах. Сам корпус сделан из дерева махогани, сзади и спереди закрытого накладками из клена. Этот «сендвич» из пород дерева выполнен так искусно, что выступающие из-за светлого клена по краям бурые полосы махагони создают ощущение, будто бас «окантован» этими рыжими линиями.
Звук.
В 2003 году на серию бас-гитар Ibanez Prestige, среди которых и BTB, установлены новые звукосниматели, совсем не-ибанезовские. Это пассивные хамбакеры фирмы Bartolini – одной из лучших, если не лучшей фирмы по производству бас-гитарных звукоснимателей, продукцией которой пользуются многие конструкторы высшей категории инструментов (например, Vincent Fodera). Логично было бы предположить, что наиболее удобной системой электроники для звукоснимателей Bartolini будет система этой же фирмы. Ибанезы решили также и поставили на BTB активную систему Bartolini Custom. Она включает в себя балансер, трехполосный эквалайзер и трехпозиционный тумблер параметрики частот. Чуткие пассивные хамбакеры уже сами по себе дают ровный и глубокий звук, а при использовании эквалайзера звук начинает сводить с ума.
Дело в том, что эквалайзер у BTB очень сильный и широкий по диапазону, так что «нарулить» звук можно очень разный, хотя, мне кажется, в целом, «голос» BTB можно описать как плотный и объемный, неагрессивный, глубокий, но не очень низкий. У баса такое четкое звучание, что звук от пальцевой игры прекрасный – про слэп и теппинг просто забываешь, хотя оба они звучат тоже очень хорошо. Ну и, конечно, сустейн и выразительность оставляют все другие модели далеко позади – мензура 35 дюймов делает свое славное дело.
Эргономичность.
Зачастую, чем красивей и изысканней бас по форме, тем сложней на нем играть. Например, из заменителя дерева – луфита можно сделать любые формы для корпуса, но играть на таких гитарах иногда просто мука! Ibanez EDA, довольно красивый инструмент, и на нем вполне удобно играть пальцевой техникой или медиатором. Но слэпом играть просто невыносимо тяжело – в углубление под струной соль все время попадает указательный палец, если надо сделать подцеп. Вот и мучаешься – фраза «красота требует жертв» здесь особенно уместна.
Увидев первый раз BTB, я решил, что раз инструмент настолько красивый, наверняка играть нормально на нем просто невозможно. Тем больше было мое удивление, когда, взяв инструмент в руки, я нашел его очень комфортным. Обратить внимание хотя бы на то, что мензура у этого баса 35” – бас соответственно больше, а я не отношусь к тем, кто может похвастаться большими ладонями и длинными пальцами. Но нет, про нестандартные размеры постоянно забываешь благодаря отличной работе дизайнеров.
Гриф очень удобен. Кроме того, что он достаточно тонкий, стоит обратить внимание на форму его накладки – она изгибается волной у деки, и это не спроста. Ведь, по сути своей, где нужно много ладов? В районе первой и второй струн, чтобы расширить диапазон звучания. Вот там-то BTB и имеет 24 лада, а изгиб накладки, убирая 24-й лад для остальных трех струн, во-первых, освобождает дополнительное пространство для игры пальцами, а, во-вторых, очень эффектно выглядит в гармонии с таким же изгибом головки грифа.
Верхний рог корпуса немного загнут внутрь, и в итоге, «пипка» для ремня вроде бы совсем не так расположена, нежели на стандартных басах. Но, в этом есть большой смысл. Корпус будет гораздо более стабилен в максимально горизонтальном положении при игре после 12 лада. Это очень полезное свойство баса.
Сам корпус не имеет таких плавных форм, как, например, у бас-гитар SR серии. У нашего баса корпус как бы «ограненный», то есть у него вместо плавных изгибов четкие грани. Неожиданно, но удобство мягких линий Ibanez SR, Warvick, Washburn и прочих подобных басов резко померкло перед гранями BTB – гораздо удобней лежит бас при игре сидя, да и правая рука не заскользит по ребру корпуса, когда не нужно.
Еще одна интересная штука со входом для джека. Наверняка, у всех часто бывало, что играя стоя, вы случайно наступали на шнур, и он выдергивался из гнезда? Теперь можно про эти мелочи забыть. Особая технология крепежа позволяет жестко зафиксировать джек внутри баса. Вынуть его можно будет только нажав на специальный рычажок рядом с гнездом. Штука забавная и весьма полезная.
Итог.
Этот бас нельзя назвать верным боевым другом, с которым вы порвете в клочья с-к «Олимпийский» и ГКЦЗ «Россия». Это не супер-мега-хай-тек инструмент, творение инопланетного разума, с создания которого началось теневое противостояние людей и машин.
Нет, друзья, у этого баса нет каких-то революционных технологий или древней истории. Это просто очень серьезный инструмент для настоящей работы. Это инструмент для людей, которые любят хороший звук и удобную игру. И отдать за BTB необходимую сумму почетно, потому что высокая цена для такого баса – своего рода, уважение. Boutique Bass подойдет любому бас-гитаристу, потому что он был так создан – максимум звука и максимум комфорта.
Напоследок, вспомним все его основные характеристики:
Тонкий и широкий пятислойный гриф из клена и бубинга.
Ограненный корпус из махогани, с загнутым верхним рогом.
Пассивные звукосниматели хамбакеры Bartolini Custom.
Активная система электроники Bartolini Custom.
Трехполосный эквалайзер.
Трехпозиционный тумблер параметрики частот.
Блокировка гнезда джека.
Вот такой бас. Ставить какие-то детские оценки такому инструменту смешно. Это «топовый» инструмент – ему не нужна пустая похвала, ему нужна достойная работа и достойный хозяин, стать которым я каждому из вас и пожелаю.