После того, как бас-гитары стали выделяться в отдельную индустрию, появились некоторые стандартные типы басов, прошедшие проверку временем. Один из таких басов, от которого уже многие поколения просто в восторге, был представлен в семидесятых и назывался StingRay – еще одно гениальное изобретение Лео Фендера, запущенное в производство компанией Music Man.
Подобно и другим классическим моделям басов, StingRay завоевал свой высокий статус новым для времени своего появления дизайном. Кроме того, для 70-х годов было последним писком моды иметь на басу активную электронику, а актив StingRay оставался вне конкуренции еще долгое время, пока иные фирмы-производители смогли создать что-то хотя бы отдаленно напоминающее электронику StingRay. Неуклюжих размеров звукосниматель, поставленный в нестандартную для тех времен позицию дал возможность получить звук, кординально отличающийся от обычных моделей Presicion и двухсингловых Jazz Bass.
После Music Man, многие другие компании выпустили свои собственные версии StingRay с активным синглом, а позже началась целая волна экпериментов с установкой разных звукоснимателей. Music Man сами недавно установили на StingRay пьезо-систему бриджа — получился фантастический инструмент, предоставляющий гораздо большие возможности в регулировании тона, но сохранивший все классические черты оригинала.
Компания Warwick — другой хорошо известный производитель серьезных басов. Warwick не стал останавливаться на дизайне Music Man, а решил смело экспериментировать в поисках собственной линии бас-гитар, которая бы стала решением проблемы для самого широкого круга басистов. Но в основе их модели басов все равно лежал дизайн, основанный на положении звукоснимателя фирмы Music Man, являющийся выигрышным вариантом для любых времен.
Поэтому и было решено сравнить равно интересные модели усовершенствованной версии Music Man StringRay с трехполосным EQ и более современного по стилю Warwick Streamer LX JazzMan. Последнему имя дано за добавленный в нековую позицию J-звукосниматель. Warwick, конечно, имеет и более схожую со StingRay модель замечательного баса Corvette FNA, но этот JazzMan — один из новейших басов в линии Warwick, к тому же с более широкими возможностями по звуку. Итак, начнем сравнивать…
Внешнее исполнение.
Стоит заметить, что во время появления обоих моделей, производители старались включить в басы наиболее значимые и полезные новинки бас-гитарного производства, имеющиеся на тот момент. Из-за этого некоторые черты басов даже совпадают. Так, например, на обеих бас-гитарах используется крепление на винтах, хотя это лишь одна из немногих одинаковых черт.
Выбор материалов, к примеру, абсолютно разный. StingRay использует комбинацию материалов, предлагаемую Fender — кленовый гриф с отдельной накладкой на гриф и декой из ясеня. Стандартная хромированная фурнитура, включая панель с ручками тембра, и 21-ладовый гриф довершают консервативный фендеровский стиль.
Warwick выбрал более оригинальный состав материалов: экзотическая порода дерева ovangkol для 24-ладового грифа, который, в свою очередь, на винтах крепится к корпусу из ясеня с верхним слоем из двух кусков «огненного» клена, разделенных тонкой полоской ореха. Классный дизайн подтверждает свой успех использованием его и на других моделях этой категории. JazzMan также обладает немного изогнутой формой деки, что не только выглядит экзотично, но также представляет большое удобство для игры, когда музыкант, что называется, ощущает бас буквально продолжением своего тела. Стоит заметить, что если ваш бас будет цвета dark oil (черная нефть), то на этом фоне будут великолепно смотреться золотой бридж, ручки и другие части фурнитуры.
JazzMan оснащен классическим набором «фишек» компании Warwick, подобно «Just A Nut II» (модель бриджа), предоставляющему гораздо большие возможности по регулировке бриджевых настроек в сравнении со стандартными бриджами. Впрочем, это не столь необходимая вещь – оба инструмента поставляются очень хорошо отлаженными, а если надо что-то изменить в настройках бриджа, Music Man вряд ли уступит серьезно чем-то Warwick’у, другое дело, что у последнего настройкам бриджа придется уделить гораздо большее время.
Яркий, двух-тоновый санберст полимерного лака StingRay, являет собой одну из лучших моделей, сочетающую классический дух и высоко-качественное исполнение. Совсем другой, но столь же впечатляющий более естественный и по виду, и по ощущениям JazzMan. Обе мануфактуры, конечно, имеют по несколько вариантов цветовых решений для басов.
Пристально всмотревшись, не было обнаружено ни единой трещинки или какого-то «ляпа» ни на одном из басов. Лишь у Warwick обнаружилась небольшая грязь, связанная, видимо, с тем, что его небрежно упаковывали.
Подобное сходство не наблюдается в сфере регулировки звука, где у Warwick’а управление мягкое и отзывчивое, в то время как у StingRay контроль агрессивный и очень чувствительный. Это довольно серьезное неудобство в регулировании звучания StingRay.
Оба баса оборудованы активной электроникой с трехполосным EQ. JazzMan имеет также переключаемый контроль на второй звукосниматель и тумблер активного/пассивного и альтернативного режимов.
В действительности, различия очень велики: StingRay входит в «высшую лигу» бас-гитар США, в то время как Warwick, хотя по сути своей — компания для массового потребителя, но данный бас оставляет ощущение более «custom» инструмента. Германия лидирует…
Качество исполнения:
MusicMan StingRay: 4.5
Warwick Streamer: 5
Удобство игры.
Если JazzMan является комфортным инструментом, результатом опыта различных экспериментов в области баса, то StingRay был создан на волне популярности Fender и просто вызывающе традиционен; стоит отметить что он, возможно, даже бы и не выделился, будь поставлен среди других бас-гитар годах так в пятидесятых.
JazzMan является примером современного подхода к исполнению инструмента, который должен быть одним целым с музыкантом: легким и удобным. Но этот новомодный подход не очень-то популярен: много музыкантов все еще предпочитают простую прямую «доску» StingRay кривоватому стилю изготовления инструментов типа Warwick. Так что же лучше? Warwick, бесспорно, более комфортен для играющего своей органичной формой, но все же есть и минус в том, что положение баса на туловище изменить становится труднее, ведь изгиб деки удобен только для одного положения туловища игрока. StingRay же просто упирается в бедро… и кажется более удобно расположенным. К удивлению, доступ к верхним ладам StingRay гораздо легче, чем у JazzMan, однако у последнего гриф включает полные две октавы. Настоящая дилемма!
Оба инструмента оставляют одинаковое впечатление от высокого расположения струн над декой – это решение очень понравится слэпперам, ведь обе модели уже зарекомендовали себя как весьма удобные инструменты для перкуссионных стилей игры. Более узкая дека Warwick создает ощущение скученности, по сравнению с простором между звукоснимателем и грифом у StingRay. У баса Music Man расстояние для игры кажется значительно большим, впрочем, нету и ощущения пустоты, которое убирается за счет великолепных по дизайну пластиковой накладки и контрольной панели.
Что касается грифа, то у Warwick он узкий по ширине, но более тонкий кленовый гриф StingRay создает ощущение, что у JazzMan он несколько короткий. Кажется, будто в руках находится ручка от метлы, хотя, безусловно, древесина, используемая в грифе Warwick’а имеет ряд выдающихся преимуществ – и в стабильности, и в звуковых качествах. Добавим удобный доступ к верхним ладам StingRay, и становится понятно, за кем остается этот круг.
Удобство игры:
MusicMan StingRay: 5
Warwick Streamer: 4
Звук.
В этой области ожидалось найти много отличий между инструментами, ведь на Warwick добавлен еще один звукосниматель для большего разнообразия в звуке. Однако чтобы пристально сравнивать инструменты, был оставлен включенным только один датчик MM-стиля, а положение переключателя контроля установлено на 'flat'.
Хотя у Warwick есть альтернативное положение переключателя электроники, необходимо было включить активный режим, чтобы на равных сравнивать JazzMan и StingRay.
StingRay оснащен 3-хполосным EQ, и каждый регулятор частот сравнивался в отдельности. Выяснилось, что диапазон регулировки частот у обоих басов одинаковый. Параметры «boost» и «cut» всех трех ручек почти равны, и, стоит отметить, что даже в положении всех ручек на 12 часов звук от обоих басов прекрасный.
Если выкрутить верха у StingRay, то появляется отличный солирующий звук, но если все ручки нейтральны, звучание может показаться несколько скучным; Warwick хорошо проявляет себя при добавленных низких частотах, и, помните, что это без J-звукоснимателя, который еще более подчеркнул бы звучание.
В общем и в целом, качество звука у обоих басов примерно одинаковое. Электроника Warwick’овского инженерного отдела MEC, несомненно, сделала огромную работу по воссозданию замечательного звука StingRay, хотя звучание JazzMan напоминает, скорее, пре-Ernie Ball’овские модели StingRay, нежели современные копии.
В итоге, у StingRay мы имеем яркий и мощный звук, а у Warwick – более теплый и мягкий. Но эти различия наверное не столько из-за электроники, сколько из-за разной формы и выбранных материалов для каждого из басов.
В любом случае, оба звучания весьма оригинальны. Не может и совсем игнорироваться наличие еще одного звукоснимателя у JazzMan, который добавляет большей схожести со звуком Fender… ну, вы наверное уже до этого сами догадались.
Звук:
MusicMan StingRay: 4.5
Warwick Streamer: 5
Цена.
При сравнении обоих инструментов по цене мы получим, что вся разница между их стоимостями заключается в цене J-звукоснимателя у Warwick. Эта разница равна также примерно половине стоимости хорошего бас-гитарного кофра (кстати, кофр прилагается). Не забудем и о качественной работе мастеров, которые сделали форму баса выгнутой и изящной. Дизайн баса очень привлекателен и некоторая миниатюрность баса добавляет удобства при игре.
Учтем позолоченную фурнитуру, двухоктавный гриф и добавленный MEC J-звукосниматель. Сложив все это вместе, можно вывести, что Warwick без сомнения более профессиональный инструмент, конечно, и стоящий дороже. Но вам и не надо искать причину надбавки в цене – все более дорогие части баса и скрупулезное внешнее исполнение видны при первом же рассмотрении.
Но, ведь внешняя красота, блеск фурнитуры и навороченные детали – это не все, из чего исходит стоимость инструмента. StingRay проще по дизайну, скромнее, но эта сдержанность исходит скорее из весомой уверенности, основанной на богатой родословной инструмента. Быть стандартом в изготовлении инструментов – лучшая из участей бас-гитары, и одно из красноречивых объяснений, почему StingRay продолжает оставаться очень популярным инструментом на протяжении долгих лет. Но, как и меняется музыкальная мода, так и к бас-гитарам предъявляют все большие требования, однако популярность старика StingRay только растет и уже может на равных спорить с монстром Fender Precision – своим дальним родственником. Так что, хотя StingRay и поставляется в простой картонной коробке, за ним стоят уверенность и качество, проверенные десятилетиями, а такому инструменту внешний блеск как-то и не к лицу.
Цена:
MusicMan StingRay: 5
Warwick Streamer: 5